
Tankvest 75 in de straat van San Francisco.
Вот и фирма C.L.Best также решила попытать счастья на поприще создания нового вида armen. В 1917 году фирма занялась разработкой своего собственного танка, причем на базе выпускавшегося ею трактора… рельсоукладчика Холт 75! Этот трактор был все тот же хорошо известный трактор Холт 75 образца 1909 года, который эта фирма производила по лицензии. Модель эта пользовалась популярностью, и не только среди железнодорожников, но также и у военных, которые отмечали неприхотливость этой машины и ее хорошую проходимость. Сам трактор и в американской, и британской армии использовали вплоть до 1919 года включительно, а в Гражданскую войну в России он поставлялся армиям белогвардейцев. Последние образцы этих машин, конечно, уже не армейские, а сугубо коммерческие, списали только в 1945 году – вот какая у них была замечательная история! И одной из причин такой продолжительной службы было очень важное обстоятельство, имеющее значение и для военной машины – она была проста во всех отношениях! Имела две ведущие гусеницы и рулевое колесо спереди, управляемое обычной автомобильной «баранкой». Поэтому долго думать они не стали, а просто обвесили свой трактор-рельсоукладчик листами обычного железа (на производство брони у инженеров C.L.Best просто не было времени), установили в носовой части орудие, а по бокам – два пулемета, и назвали это «танк».
CL Best - 1915 patent.
Toen boden ze "het" aan het leger aan, maar ze weigerden het resoluut, en wezen in de eerste plaats terecht op het walgelijke standpunt dat deze auto bijna onbruikbaar zou hebben gemaakt op het slagveld. Een mislukt resultaat is echter ook een resultaat!
Чтобы все-таки получить выгодный контракт, инженеры решили переделать проект и уже вскоре предложили армии США второй прототип своего танка под обозначением Tracklayer Best 75 (он же CLB 75). Теперь машина напоминала собой перевёрнутую кверху килем лодку, что, как считали конструкторы, позволяло бы танку легко разрывать линии проволочных заграждений. В отличие от англичан, ходовую часть они переделывать не стали. То есть рулевое колесо так и осталось спереди, а гусеницы сзади, причем броня закрывала их почти до самой земли. Пушки установили в цилиндрической башне, смещенной в корму, но вот обзор из танка остался практически такой же плохой, каким и был. В результате даже футуристический внешний вид Tracklayer не спас и военные на вооружение его так и не взяли. Но… тем не менее, танк пригодился: его начали использовать в пропагандистских целях, показывали на выставках, и даже печатая его фотографии – вот, мол, какое чудо технической мысли имеется у нас в США!
Apparaattank Tracklayer Best 75.
Тактико-технические характеристики танка были следующими: боевая масса порядка 13-15 тонн, мощность бензинового двигателя с рабочим объёмом 1440 см.куб., 75 л.с. при 550 об\мин. Тем не менее скорость была небольшой, всего 3-5 км/ч, а вот экипаж – 5 человек, тут уж невольно возникает вопрос, а где они в нем все помещались? Вооружение составляли сразу две пушки калибра 37 мм, и (возможно) пулеметы 7,62 мм. Всего было выпущено две машины и для сугубо пропагандистских целей этого оказалось более чем достаточно!

Trekkervest 75 - zijaanzicht.
Misschien wel het meest opmerkelijke in het ontwerp van deze "tank" is de toren, die vooral doet denken aan de vechtmachine van Mars uit de roman "War of the Worlds" van H.G. Wells. Waarschijnlijk werden voor de eerste en laatste keer (de "Lebedenko-tank" niet meegerekend!) Patrijspoorten geïnstalleerd die vergelijkbaar waren met die van schepen op een landgevechtsvoertuig, en om de een of andere reden keken de kanonnen in verschillende richtingen ...
Vanwege de tractorindeling moest het besturingscompartiment achter in de romp worden geplaatst en moest daar de toren worden geplaatst, waarin zowel de bestuurder als de kanonniers zich tegelijkertijd bevonden. Zelfs met zes kijkvensters was het zicht op de toekomstige tank nog steeds walgelijk, omdat het zicht naar voren werd geblokkeerd door de scheepsboeg van zijn auto.

Beste 75 "in gevecht".
Wat betreft het apparaat, technologisch gezien zou de hele tank kunnen worden verdeeld in vier grote structurele eenheden:
- rupsonderstel (drie looprollen aan elke kant en twee steunwielen, een voorstuur en een achteraandrijfwiel);
- wielgedeelte (controle, aangezien er geen zijkoppelingen op de rupsen waren);
- een rechthoekig chassisframe, geklonken uit T-balken;
- krachtcentrale (bevindt zich voor de tractor en was er in de regel niet op afgesloten met een kap)
- bestuursorganen.
Поскольку в ходовую часть инженеры никаких изменений не вносили, из-за специфики размещения радиатора пришлось два входных отверстия для воздуха расположить на верхней части корпуса. Управление «танком» по этой же причине также оставалось чисто тракторным – с помощью рулевого колеса, крепившегося внутри на длинном кронштейне от кабины до рулевого колеса. Интересно, что не было предпринято никаких попыток «развернуть» корпус и поменять местами «перед» и «зад». Это могло бы хоть как-то улучшить его обзор, но… в голову это его создателям почему-то не пришло.
"Tank" scheurt prikkeldraad.
Het eerste monster van de CLB 75-tank was geklonken van gewoon ijzer en was medio 1917 voltooid. Het werd echter meteen duidelijk dat zelfs een volledig betrouwbaar tractorchassis voor een tank op het slagveld volledig ongeschikt was, en bovendien waren er in die tijd al meer succesvolle tankmodellen in de VS verschenen.

"Onze forten op wielen" - een artikel uit het tijdschrift "Modern Mechanics"
En toch, sinds het prototype beschikbaar was, werd het gebruikt in de afdeling ... van de propaganda van het Amerikaanse leger, waar er zeer intelligente jongens waren die het in verschillende vormen begonnen te fotograferen en er "downhole" -artikelen over schreven in verschillende tijdschriften. Zo schreef het tijdschrift "Modern Mechanics" bijvoorbeeld dat Amerika gepantserde auto's heeft met een pantser ter waarde van $ 1 per pond mangaanpantserstaal, dat hun bemanningen betrouwbaar beschermt tegen kogels! In het ene geval zijn dit vrachtwagens bedekt met pantserplaten van een kwart inch, in het andere geval is het een "fort" met een toren die kan bewegen met een snelheid van 25 mijl per uur! De prijzen voor deze "auto's" werden onmiddellijk aangegeven - 5 en 8 duizend dollar, en de laatste hebben twee torens met machinegeweren. Dat wil zeggen, het ging duidelijk over gepantserde auto's op wielen, maar de foto toonde de eerste versie van de Tracklayer Best 75!

"Onze forten op wielen" - een artikel uit het tijdschrift "Modern Mechanics" (vervolg).
Затем «танк» был задействован во время маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проводились в том же 1917 году около Сан-Франциско, о чем был издан даже буклет с картинками, изображавшими CLB 75 в качестве реально существующей боевой машины. Ну, а затем машину, скорее всего, разобрали на металл, а ходовую часть, как «видавшую виды», продали какому-нибудь фермеру по дешевке.
Удивительно, однако, что американцы, заполучив такой «футуристический танк», пожалели денег на то, чтобы… сделать их… много! Ну, скажем, штук 12 или 20. Причем из самого дешевого металла, то есть за самую малую цену. Зато прогнав их по улицам Сан-Франциско или Нью-Йорка, можно было бы получить несравнимо больший PR-эффект, чем тот, что они получили от одной машины. Ну, а для германского генштаба это была бы прекрасная дезинформация!

Manoeuvres van de Nationale Garde van Californië.